Окончив Академию русского балета имени А.Я. Вагановой по классу Геннадия Селюцкого, блестяще начал карьеру в Мариинском театре, где вскоре стал премьером. Решив испытать себя в иной хореографической стилистике, в 2000 году поступил в Национальный балет Нидерландов, через три года перешел в Королевский балет Великобритании — и в обеих компаниях также достиг высшей ступени балетной иерархии.
2010 год стал звездным для Самодурова-хореографа: в Лондоне его спектакль Trip Trac был включен в программу постановок молодых хореографов, а петербургский дебют — «Минорные сонаты» в Михайловском театре — сразу получил номинацию на «Золотую маску».
В 2011 году Самодуров возглавил Урал Балет в Екатеринбурге: открылась новая страница как в истории труппы, с тех пор кардинально преобразившейся, так и в биографии хореографа, который предпочел ответственность лидера большого коллектива карьере свободного художника.
Критики утверждают, что благодаря Самодурову уральский театр стал «центром по производству оригинальных идей в современной хореографии». «Счастливо сочетающий понимание красоты как хрупкой категории с привитым классикой чувством меры» (Наталия Курюмова), Самодуров легко узнаваем в своем творческом почерке. Публика ценит его спектакли за стремительную и азартную манеру, сплав экспрессивного, холерически поданного танцевального текста и сдержанного «английского» стиля актерской игры.
Став во главе труппы, Самодуров занялся не только воспитанием артистов и публики, но и формированием нового поколения постановщиков. По его инициативе в 2012 году в Екатеринбурге стартовал проект по поддержке молодых хореографов «Dance-платформа». Сюда ежегодно стремятся попасть претенденты из России и десятка других стран. За годы работы проект открыл ряд имен, которым суждено громко заявить о себе в ближайшем будущем.
Помимо премьер в родном театре в списке работ хореографа — «Trip Trac» на музыку Шостаковича (воркшоп молодых хореографов, Ковент-Гарден, 2010), «Минорные сонаты» на музыку Скарлатти (Михайловский театр, 2010), Н2О (2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, 2012), «Ундина» Хенце (Большой театр, 2016). «Поцелуй феи» Стравинского (Пермский балет, 2017) «Ultima Thule» одноактный балет на музыку Раннева в составе спектакля «Севагин / Самодуров / Пимонов» (Пермский балет, 2021).
Дважды работы Вячеслава Самодурова были удостоены Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Балет/спектакль» — «Вариации Сальери» (2014) и «Ромео и Джульетта» (2016). Трижды он становился лауреатом «Золотой маски» в номинации «Работа балетмейстера/хореографа» — за постановку «Вариаций Сальери» (2014), «Цветоделики» (2015) и «Приказа короля» (2019). А в 2020 году хореограф стал лауреатом Премии Правительства России (спектакль «Пахита», Урал Опера Балет).
В 2018 году Вячеслав Самодуров принял участие в работе жюри Санкт-Петербургской международной балетной премии Dance Open.